Выставка «На злобу дня»

Столетие назад Россия находилась в сложной международной обстановке и переживала время общественной трансформации. В начале XX века общественные преобразования шли сложным, зачастую насильственным путём. Обществу пришлось в буквальном смысле выбивать у государства давно назревшие реформы, тогда как консервативные государственные деятели надеялись исправить положение полуреформами, а общественное возмущение- подавить силой. Первая русская революция в начале ХХ века продемонстрировала невиданный расцвет сатирической журналистики. Один за другим выходили злободневные журналы и журнальчики: «Жупел», «Пулемет», «Буревал», «Бурелом», «Стрелы», «Волшебный фонарь», «Руки вверх!», и они поднимали действительно злободневные темы. Революционные журналы не стеснялись задевать ни губернаторов, ни министерскую верхушку, ни царское семейство, и поднимали самые злободневные темы - жестокость военных при подавлении восстаний, половинчатость проводимых реформ, желание власти обмануть народ, как только гроза революции пройдёт. Период относительной свободы прессы продлился недолго: к 1908 году был запрещён последний из журналов «политической весны» - «Серый Волк». К 1910 году ведущей темой сатирических журналов стало разоблачение мещанства, русского обывателя, который откровенно погрузился в мёртвую спячку. Первая Мировая война резко изменила направление деятельности сатирических изданий. Первые военные месяцы во всех воюющих державах, в том числе и в России, были ознаменованы всплеском патриотизма. Лишь по мере того, как война вылилась в череду страшных, кровопролитных, и, что самое главное, безрезультатных сражений, патриотизм во всех сражающихся государствах стал угасать. Самыми популярными карикатурами стали карикатуры на немцев и австрийцев как на агрессоров, развязавших мировую войну, но обречённых потерпеть поражение от русских воинов-богатырей. Прочие направления сатиры оскудели из-за «Временного положения о военной цензуре», ещё более ужесточавшего существовавшие цензурные рогатки. Интеллигенция, издававшая сатирические газеты и журналы, восторженно приветствовала события февраля 1917 года. Многие из известных изданий при отмене цензуры вернули себе прежню боевитость, проходясь на тему «былого», но это было ненадолго. Многим известным русским сатирикам и юмористам (Аркадий Аверченко, Александр Гликберг (Саша Чёрный), Надежда Бучинская (Тэффи) после Октябрьской революции пришлось эмигрировать. Там они пытались воссоздать выпуск юмористических изданий в эмигрантской среде, но успеха это не имело. В современных условиях опыт издания юмористической периодики 100 лет назад представляет интерес. Бесцветность «официального» юмора, самоцензура, сменившая государственную цензуру и вместе с тем - обилие государственных и общественных недостатков, которые требуют обличения, побуждают нас обратиться к указанному опыту, представляющему собой яркую страницу в истории сатиры и юмора в России.